Центральная избирательная комиссия (ЦИК) предлагает выделить из государственного бюджета почти четыре с половиной миллиарда гривен на парламентские и президентские выборы в 2019 году. В ЦИКе сразу же объяснили эту огромную цифру тем, что за последние годы цены на все услуги выросли. На что планируют потратить эту сумму и почему в предвыборный период все необходимые товары закупаются без тендерных процедур, разбирался “Апостроф”.

Так и необновившийся ЦИК решил не сидеть сложа руки. И уже сейчас начал подготовку к президентским и парламентским выборам 2019 года. Первый шаг – подсчет расходов на обеспечение избирательного процесса. Согласно подсчетам ЦИК, на выборы президента из бюджета нужно выделить почти 2,4 млрд грн, а на парламентские – примерно 2 млрд грн. Общая сумма, которую запрашивают в Центризбиркоме, практически соразмерна всем затратам Украины на обеспечение здравоохранения в течение первого полугодия 2018 года (5317,3 млн грн).

“Наши предложения касательно бюджетного финансирования избирательного процесса формировались, исходя из норм закона. Мы не брали цифры с потолка. В законе расписаны те или иные процедуры, которые предусматривают финансирование. Например, мы формируем окружные и участковые избирательные комиссии (ОИК и УИК). Нам нужно оплатить заработную плату их членам, привлеченным специалистам. Необходимо обеспечить комиссию всем необходимым: канцелярскими принадлежностями, связью, транспортом и так далее”, – рассказал “Апострофу” заместитель председателя ЦИК Андрей Магера.

На президентские выборы Фонд оплаты труда, по мнению членов ЦИК, должен составить около 1,5 млрд грн. Эта сумма делится на два тура выборов. На парламентские затраты чуть меньше – 1,1 млрд грн.

Исходя из своих расчетов, в ЦИКе предлагают за время проведения общенациональных выборов потратить на:

– покупку канцелярии – 85,2 млн грн;

– оплату услуг связи для членов комиссий – 62 млн грн;

– предоставление транспорта для членов комиссий – почти 200 млн грн;

– изготовление вывесок, печатей для ОИК и УИК – 24 млн.

“Кроме того, из госсредств оплачивается агитация кандидатов (и на парламентских, и на президентских выборах, – “Апостроф”) на телевидении, радио, в прессе”, – отмечает Магера. На это уйдет около 37,5 млн грн.

В ЦИКе обращают внимание – эти суммы есть только на бумаге. В реальности их может и не быть. Кабинет министров, который занимается формированием госбюджета на 2019 год, вполне может урезать расходы на выборы.

Тем не менее, помимо весьма впечатляющих сумм, заложенных в проект Центризбиркома, возник еще один важный вопрос: кто и как будет оприходовать эти средства? Дело в том, что оплату всех услуг в ходе избирательного процесса можно будет проводить без тендерных процедур. К примеру, члены ОИК смогут самостоятельно решать, у кого покупать канцтовары и с кем заключать договор о предоставлении транспортных услуг. Фактически они получают полную свободу действий по распоряжению госсредствами. И это несмотря на то, что в Украине есть работающая система ProZorro…

Дело в том, что украинское законодательство позволяет сотрудникам избирательных комиссий не отвлекаться на тендеры. “Закупка товаров, оплата работ, услуг для подготовки и проведения выборов Президента Украины во время избирательного процесса осуществляются избирательными комиссиями за счет средств Государственного бюджета Украины без применения тендерных (конкурсных) процедур в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией”, – говорится в законах о выборах президента и народных депутатов.

Магера уверяет, что если бы не было этой нормы, ЦИК попросту не успел бы провести необходимые процедуры по закупке до, например, президентских выборов, которые состоятся 31 марта. Он объясняет это тем, что госбюджет будет принят под конец декабря, но необходимые средства будут выделены позже. И времени на проведение соответствующих процедур через ProZorro уже не остается.

Интересно, что об этой крамольной детали распределения средств в ручном режиме не знал даже заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов – главный лоббист открытых госзакупок.

“Нормы о возможности обойти тендер нет в самом законе “О публичных закупках”. Поэтому ЦИК не должен нарушать законодательство”, – заявил Нефедов “Апострофу”. По его словам, если закон о тендерах принят позже, нежели закон о выборах, значит он должен быть в приоритете. Отметим, что подобные суждения чиновника из Кабмина являются спорными – каждый закон в Украине обязателен к исполнению безотносительно ко времени его принятия. Сложившаяся ситуация, похоже, демонстрирует наличие серьезной юридической коллизии. Но Нефедов с этим не согласен.

Он предупредил ЦИК, что любые закупки без тендеров – это криминал. В комиссии апеллируют к закону о выборах президента и ВР. “Или же пускай нам объяснят процедуру в таком случае”, – отреагировали в ЦИКе на заявления Нефедова, добавив, что они не игнорируют тендера, когда этого требует закон.

В Верховной Раде склоняются к позиции Центризбиркома. “Чтобы провести тендерную процедуру, необходимо время и знания у членов комиссий для проведения тендеров. За месяц до выборов они просто не успеют их провести. Может кто-то и закупит канцтовары у своего кума. Но, чтобы вы понимали, в селах и райцентрах выбор поставщиков услуг небольшой. Может какие-то злоупотребления и есть. Но их выявлять должен Госфинмониторинг”, – прокомментировал “Апострофу” нардеп от “Блока Петра Порошенко”, а в прошлом председатель правления “Комитета избирателей Украины” Александр Черненко.

Представитель провластной коалиции добавил, что в этой ситуации “никакой проблемы не видит”.

Пока же одни политики закрывают глаза на противоречивое законодательство, а другие спорят о том, какой закон у нас приоритетный, четыре с половиной миллиарда гривен с высокой долей вероятности уйдут в ЦИК и ОИК, где будут “распилены” по усмотрению каждого, кто получит к ним доступ…